Товарные позиции, доступные для заказа в торговой точке (ТТ) с РЦ напрямую от контрагента (прямая поставка). Ассортиментная матрица дает категорийному менеджеру понимание, сколько и каких товаров уже продается в магазине, на какой географии, в каких форматах, кластерах и т.д. На основе таких данных категорийный менеджер (КМ) может проводить анализ и принимать решение, стоит ли вводить новые SKU либо, напротив, выводить, а также выполнять другие действия по управлению ассортиментом. Правильно составленная ассортиментная матрица дает четкий перечень товаров в разрезе торговой точки, которые следует заказать, логистике привезти, а магазину продавать.
Правильное построение ассортиментной матрицы и поддержание актуальности данных дает категорийному менеджеру понимание, что происходит с определенным SKU, то есть позволяет отслеживать жизненный цикл товара.
Для удобства в ассортиментной матрице могут быть назначены подобные статусы:
новинка — в случае, когда вводится новый SKU. У такого SKU должен быть статус. При этом категорийному менеджеру нужно понимать, какое количество товара заказано и едет;
активный — продается в сети, имеется на РЦ (распределительном центре), есть в остатках на магазине и открыт к продажам;
товар под выведение назначается, если торговая сеть после анализа продаж, оборачиваемости и маржинальности SKU приняла решение о его выведении;
временно заблокирован — товар есть в ассортименте торговой точки/магазина, но такой SKU будет закрыт к закупке, а имеющиеся остатки будут продаваться. Причиной тут могут быть проблемы с поставкой или какие-то задержки, достаточное наличие товара в магазине для покрытия текущего уровня спроса.
выводится — товар, который планируем выводить, но он есть еще на остатках в магазине;
выведен — его нет в остатках ни в магазине ни на РЦ, товар не заказывается и закрыт к продаже.
Это пример набора статусов, который должна содержать ассортиментная матрица.