— Х5 у нас на особом счету. Я их вижу как локомотив всего российского ритейла. Они очень многое сделали инновационного за последние три года. Как говорится, идут впереди планеты всей. Любые их предложения я обязательно рассматриваю внимательно, не кидаю в «спам». Поэтому когда пришло приглашение "давайте подключайтесь к нам" — я увидел в этом неплохую возможность. У нас основная задача — это прогнозирование объемов производства. Неравномерность заказов пагубно сказывается на уровне сервиса с клиентом и, в принципе, на планировании производства: бывает то пусто, то густо.
Или мы не понимаем по каким принципам все это дело планирует клиент. Для того, чтобы понять, требуется очень много времени, причем понять уже постфактум, когда заказы уже прилетели увеличенные в 10 раз, а я пол дня трачу на то, чтобы понять почему они такие.
В конце-концов всё постепенно выясняется, но это очень тяжело: не всегда регламенты исполняются, кто-то что-то вручную правит или искажает… Поэтому, когда нам сказали, что у нас будет доступ к прогнозу, по которому работает сам Х5, это заинтересовало, и я начал двигать этот проект дальше. Пригласил наш отдел прогнозирования, который планирует производство для всех наших клиентов, включая Х5. Единственное, что я не учел: наш отдел прогнозирования и аналитики выпускает прогноз на производство, а производство уже само корректирует в ту или иную сторону на свое усмотрение: что оно будет производить. То есть прогноз есть, но им пользуются в лучшем случае на 50 %.
Потом, когда мы уже подключились к порталу, увидели прогноз самой Х5 и поняли, что у них ровно такая же ситуация: есть прогноз, который попадет к менеджерам. Менеджеры делают заказы поставщику и у них тоже есть выбор: либо «тупо» переслать то, что им рекомендуют, либо «вчитаться» в позиции и скорректировать. Особенно это чувствуется, когда заказы отправляет "дежурный" менеджер. Получается, что все прогнозы и заказы корректируются как моим отделом, так и менеджерами Х5. И в принципе, с точки зрения прогнозирования, человеческий фактор с обеих сторон - это не очень сильно помогло, прямо скажем. Но! Мы ведь поняли это только когда как подключились!
Я спросил у наших прогнозистов: «Что нам сделать? Как улучшить? Как с этим работать?». Мне отвечают: «Нам бы очень помогло, если бы мы видели остатки по магазинам. Тогда мы бы сами могли прогнозировать запросы, то есть фактическую потребность РЦ». То есть, мы видим остаток на РЦ, мы видим остатки по магазинам, мы видим активный ассортимент (то, где эта позиция активна) и мы можем прогнозировать. Мы же видим в динамике как продается наша продукция и мы корректируем исходя из этого прогноза. Это было бы очень полезно и самой Х5 в том числе. Нам обещали, что будут остатки по магазинам, но мы понимаем, что процесс интеграции двух систем не быстрый, требуется время на настройку и отладку. Главное, что процесс идёт!
А без этого, на самом деле, мы видим прогноз на «Клик Сервисе» и понимаем, что этот же прогноз видит клиент у себя. Но заказы абсолютно не соответствуют прогнозу! Даже наши прогнозы на производство более точны, чем прогнозы самого Х5. Если у них процент попадания 60% в прогноз-факт, то у нас больше 80%. Наши же производственники — настоящие профессионалы, иногда точность их прогнозов доходит до 90%.
У нас и уровень сервиса — 97% и более. Так что, у нас в этом плане все хорошо. Но это дается реально нелегко. Очень много людей подключается и машин. Не цифровые вещи взаимодействуют с друг другом, а люди.
Портал Click Service Retail постоянно дополняется нашими "хотелками" и остатки по магазинам одно из самых важных доработок которые мы ждём. Тогда портал CSR максимально прозрачную картину по всей цепочке поставок.