В рамках ежегодной конференции «
Партнерство в данных», организуемой Retail Services, прошел круглый стол, посвященный использованию больших данных в российском ритейле. В нем участвовали представители крупнейших розничных сетей —
«Магнит», «Дикси», «О’КЕЙ», «Лента», «Ашан» и METRO Cash & Carry, а также представитель экосистемы цифровых сервисов для партнеров
«X5 Диалог».
За закрытыми дверями представители торговых сетей обсудили успешные кейсы использования данных для минимизации упущенных продаж, снижения списаний и улучшения логистики. Эксперты подчеркнули важность оперативного реагирования на изменения в предпочтениях покупателей и совместного продвижения новинок на рынке.
Кроме того, игроки пришли к общему мнению, что анализ данных — это инструмент, с помощью которого нужно выходить на переговоры с конкретными предложениями и решениями. В связи с этим участники обозначили
ожидания от работы с поставщиками: - Равноправное партнерство
- Совместная работа над увеличением товарооборота и прибыли
- Вдумчивая работа с данными
- Активный мониторинг ситуации в сети,
- Оперативное реагирование на отклонения
- Доверие и соблюдение соглашений по работе с данными
- Техническая подкованность и компетенции для анализа данных.
Важной темой стала высокая стоимость данных для партнеров. Участники подчеркнули, что инвестиции в данные не напрасны, так как приводят к сокращению издержек и увеличению прибыли. Представители сетей отметили, что пока сделать данные для поставщиков дешевле трудно из-за высоких расходов на аналитиков, поддержку IT-систем, обеспечение инфобезопасности.
Также обсудили неэтичность передачи партнерам данных о конкурентах. Одним из возможных решений была названа передача данных в обезличенном виде.
В обсуждении «серых» данных прозвучало общее мнение: ритейлеры не готовы вступать в переговоры с поставщиками с опорой на данные из неофициальных источников. Представители сетей подчеркнули недостоверность и потенциальные риски от использования «серых» данных и призвали поставщиков пользоваться только официальной аналитикой, инвестировать в развитие собственных компетенций.
Подводя итоги, участники круглого стола пришли к выводу, что будущее — за активным использованием данных и развитием партнерских отношений между торговыми сетями и поставщиками. Чтобы достичь этого, предстоит инвестировать в компетенции аналитиков, разработку инновационных решений на основе данных, а также переходить к совместному анализу информации и принятию решений. Кроме того, участники допустили создание в будущем единой базы данных, которая будет прозрачной и доступной для всех участников рынка.