12 декабря 2019

Вечерняя недопоставка

Рассказ Александра Стулина, сотрудника компании ООО «Ритейл Сервисез».

«Вторник. Время 22:20. Только я собрался распахнуть офисную дверь изнутри, как зазвонил телефон. Вижу, что вызов с городского номера и он мне до боли знаком. Сам набирал его не раз.

— Да, добрый день! Точнее, вечер!
— Саш, привет, это Антон ХХХ компания YYY. Удобно????
— Антон, перед тем как я отвечу «да, конечно!» ответь ты мне на пару вопросов пожалуйста: у тебя красавица жена Наталья, прекрасная дочурка принцесса Алина. Ты хочешь один остаться? Время пол одиннадцатого, ты чего на работе забыл?
— Ха, Саш, я своих на месяц в Грецию отправил. Сегодня отвез их в аэропорт. Все нормально. Теперь могу с головой погрузиться в работу. Я вот только что заполнил и отправил в вашу систему причины недопоставок за прошлую неделю. Хотел вот уточнить: ничего, что так поздно? Прогрузятся завтра?
— Антон, да, причины отправленные сегодня до 23:59:59 будут доступны на портале на следующий день после обновления.
— Отлично! А как вообще дела?...»
Ну, думаю, вы поняли: мы доступны 24\7 :)

Сегодня хочется напомнить вам, уважаемым читателям этого блога, об одной очень важной проблеме. Эта проблема уже не первый год признаётся ритейловой отраслью одной из самых приоритетных (по результатам опроса, проведённого ECR на ежегодной конференции "14 ECR Форум"). Эта проблема называется «недопоставка». Хорошо еще, что в текущем году эта проблема «скатилась» на четвертое место (рейтинг FMCG «Ключевые области развития на 2020 год в торговле»).

Хотите узнать почему именно она беспокоит ритейлеров больше всего? И благодаря чему она наконец-то перестала быть САМОЙ актуальной?

Описание проблемы

Недопоставка – это упущенная прибыль торговой сети и поставщика. Она приводит к пустым полкам и снижению лояльности покупателей даже не к конкретному магазину, а зачастую к торговой сети в целом. У каждого товара есть свой любящий его покупатель. И если мы регулярно не находим то, зачем пришли в магазин, шанс того, что опять туда вернёмся, с каждым разом снижается.

Поэтому в вопросах взаимодействия поставщика с торговой сетью на первый план выходит блок фиксации причин недопоставок с распределением их на зоны ответственности. Каждый из партнёров должен понимать причины и факторы недопоставок, чтобы управленческие решения, принятые поставщиком и сетью, были своевременны, имели конкретную направленность и помогали выстроить улучшенную цепочку поставок до полки и до чека покупателя.

Решение проблемы с помощью Retail Service

Компания «Гвиана» (1) – всем известный международный производитель продуктов питания и напитков. Её представители отмечают, что при взаимодействии с форматом торговой сети «Перекрёсток» (один из форматов лидера розничной торговли России X5 Retail Group) в 2019-м году наблюдается положительная динамика снижения объема недопоставок.
(1) Компания «Гвиана» обобщённое наименование всех поставщиков, применяющих Retail Services. Пример предоставлен на основе реального international поставщика FMCG, лидера в категориях товаров с малым сроком годности.
Если пользоваться специализированным ПО, то можно идентифицировать и указывать причины недопоставок. Например, «Заказ по неверным ценам» (входит в топ-3 причин недопоставок). Это процесс когда торговая сеть делает заказ по цене, отличающейся от контракта. Только по этой причине поставщик отказался выполнять поставку и не доставил в I кв. 2019 года товара на сумму больше 0,5 млн. долларов! Но, уже в III кв. 2019 года сумма недопоставки по данной причине составила всего 125 тыс. долларов. То есть, недопоставка сократилась в 3 раза. За счет чего это удалось сделать? Просто поставщик начал использовать централизованную аналитическую систему, начал фиксировать причины недопоставки, а сотрудники торговой сети оперативно актуализировали справочники товара. Просто? С единым для поставщика и ритейлера программным обеспечением — действительно просто.

Есть еще и такие причины недопоставок: «Несоблюдение графика заказов» и «Нет транспорта». Решаются такие недопоставки пересмотром маршрутизации и условий договора поставки. А причины «Нет на остатках» и «Превышение согласованной потребности (промо)» решаются работой в направлении совместного прогнозирования с торговой сетью.

Все эти «причины» фиксируются как сетью в момент приёма заказа на РЦ, так и поставщиком до отгрузки, в момент подтверждения заказа (ORDRSP) или после отгрузки. Затем все эти «причины» оперативно устраняются партнёрами.

Что получают компании — звенья ритейловой логистической цепочки в результате устранения проблемы недопоставок? У них значительно снижается объем недопоставок и увеличивается доступность товара в витрине магазина (как off-line, так и on-line). Но самый главный результат — более довольный покупатель!

Ах да, почему же такая важная область развития взаимодействия партнеров на 2020 год заняла не самую высокую строку опроса? Ответ, думаю, очевиден: многие поставщики знают, что торговые сети стали активно присоединяться к открытому взаимодействию и совместно с поставщиками работать над причинами недопоставок.
Photo by irishmirror.ie
Читать другие статьи блога

Подписаться на новости

Мы обещаем отправлять вам на почту тщательно подобранные материалы и никакого спама!