18 декабря 2018

Логистика и транспорт — взгляд в будущее

Прогнозы на 2019-й год от компании Click Service Retail
Автор: Дмитрий Слиньков
«Клиентский сервис — это не название департамента. Так должна называться вся ваша компания»
Tony Hsieh, CEO, Zappos
Ваши клиенты ждут инноваций? И вас это удивляет?
Повсеместное внедрение электронной коммерции с каждым годом приносит такие доходы, о которых не мечтали даже первопроходцы eCommerce. Но за последние лет десять потребительские требования и ожидания выросли еще больше. Технологические гиганты Amazon, eBay, Alibaba сыграли решающую роль в изменении покупательского поведения как такового, что в конечном итоге определило норму сегодняшнего дня. Чего мы с вами ждем от онлайн-торговли? Правильно: мгновенного удовлетворения нашего же с вами, довольно спонтанного, спроса. Это является одновременно и угрозой и возможностью для нарождающегося нового ландшафта розничной логистики.

Лавинообразный рост числа «подключенных ко всемирной паутине» клиентов, их «мобильные покупки» на равне с такими вещами, как персонализация, маркетинг влияния и социальные сети — всё это меняет мировую отрасль розничной торговли раз и… навсегда.

Использование цифровых технологий для стимулирования розничных продаж не только расширяет спектр услуг и продуктов в так называемой «омниканальной среде», но и создаёт новые возможности для выхода за пределы целевой аудитории. Согласно исследованию рынка, опубликованному Deloitte, розничная торговля находится на переломном этапе, когда 84% посетителей сообщают об использовании цифровых технологий для совершения покупок до или после поездки в магазин. А 75% потребителей заявили, что их поведение в отношении покупок и лояльность к бренду были под сильным влиянием информации о продукте, найденной в социальных сетях.

Внешняя «простота» онлайн-покупок приводит к вызовам в отношении доступности товара и, как следствие, к тектоническим сдвигам в сфере розничной логистики как таковой. Объем «логистических усилий», который требуется для удовлетворения покупательского спроса, постоянно растет. Тем не менее, эти усилия воздаются высокой прибылью и постоянным притоком новых клиентов. Ферни и Спаркс, авторы книги «Управление логистикой и розничной торговлей», уже давно добавили к традиционным и вполне очевидным компонентам логистики «Склад», «Товарная Номенклатура», «Транспорт» и «Упаковка» еще одну — «Коммуникации». Именно во множественном числе, потому что, применительно к ритейловой логистике, коммуникации — это сбор данных и использование информации на каждом этапе потребительского пути.

Как можно успешно влиять на потребительское поведение, когда существует столько точек приложения усилий по оптимизации поставок?

Согласно исследованию рынка Salesforce, 56% клиентов активно стремятся покупать у самых инновационных компаний, и 63% ожидают постоянное появление новых продуктов и услуг чаще, чем раньше. Другими словами, клиенты ожидают инноваций.

Готова ли ваша компания оправдывать такие надежды? Попробуем ответить с точки зрения классики и с высоты исследований, столь актуальных в конце календарного года.
Точки применения инноваций
«Изменения никогда не приводят к неудачам из-за того, что вы приступили к ним «слишком рано». Любое изменение терпит крах только когда «слишком поздно».
― Seth Godin
Напомним себе, что цель логистики как таковой заключается в том, чтобы доставить тот или иной товар в требуемом состоянии, количестве и размерах при минимальных затратах труда, туда, где его ждет потребитель. Эта цель известна как «Шесть правил логистики»:
Груз – нужный товар;
Качество – должное;
Количество – необходимое;
Время – доставка в нужное время;
Место – в нужное место;
Затраты – минимальные.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если ВСЕ шесть условий выполнены.
Итак, представим себе как именно инновации влияют на каждое из правил.

Необходимый товар — аналитические системы, управляющие распределением грузопотоков в автоматическом режиме с помощью радиочастотных меток, компьютерного зрения и роботов.

Качество — системы онлайн-мониторинга кондиций транспортировки, встроенные в контейнеры, в грузовой транспорт, а также «вживленные» в сам перевозимый товар на время его транспортировки.

Количество — системы обмена электронными документами, четко фиксирующие реальное количество товара поставленного в целевую точку. При этом, система сразу проверяет соотношение цифр и номенклатуры «было»/«стало».

Время — самый ценный и невосполнимый из ресурсов человека «оберегается» таким простым, но эффективным продуктом, как портал совместной работы поставщиков и ритейлеров. Экономится время, которое «обычные» участники рынка тратят на продуманные графики разгрузок, разбор недопоставок и прочую неэффективную рутину.

Место — навигационные системы, выстраивающие оптимальные маршруты поставок, в том числе с учетом возникающих сдвигов и отклонений.

Затраты. Их минимизации могут помочь такие системы логистического моделирования, как SAP ERP, Oracle Demantra, JDA Demand Planning и многие другие.

Разумеется, перечень рычагов цифровизации тут приведен не исчерпывающий. Мы просто проиллюстрировали то, как можно усилить каждое из правил. Что же думают про «новую цифровую логистическую эру» сами представители рынка? Хотите узнать и что-то применить к своему бизнесу? Давайте обратимся к результатам опроса:
«Вам должны учиться у конкурентов, но не копировать их. Скопируете — умрете!»
― Jack Ma, Alibaba Group
Компания PwC провела 1,239 интервью с генеральными директорами транспортных и логистических компаний в 85-ти странах. Более половины интервьюируемых выразили твердую уверенность в том, что в грядущем 2019-м году их компании ждут изменения вызванные следующими факторами:

1. Рост выручки

2. Освоение прорывных технологий

3. Глобальный экономический рост.

Они также выразили озабоченность тем, что на рынке трудовых ресурсов наблюдается постоянная нехватка специалистов обладающих «цифровыми» навыками.

Логистические процессы делятся на два типа: операционные и контрактные. Обе категории подвергаются сегодня серьезной цифровизации. В чем конкретно проявляется переход к «цифровому будущему»? Директора логистических компаний дали ответы в двух плоскостях: «бизнес-процесс подвергающийся трансформации» и тренды, влияющие (как положительно, так и отрицательно) на тот или иной процесс трансформации — см. таблицу ниже.
Несколько трендовых цифр в заключении
Отчет PwC мы можем выслать по вам по первому же вашему запросу. Чтобы ценность собранных данных была понятна, приведем тут несколько наиболее интересных цифр и графиков.
3673 vs 17

В 2017-м году количество железнодорожных составов из Китая в Европу составило 3673 против семнадцати в году 2011
35%

Это процент ежегодного роста глобального рынка роботизации
36%

Именно на столько процентов в год будет расти количество электромобилей во всем мире (прогноз до 2030 года)
12.6%

Применение индустриальных роботов в Азии, Европе и США растет с 2011 года на 12,6% ЕЖЕГОДНО
Всего за десять лет импортно-экспортные операции между Китаем и Европейским союзом выросли на 267 миллиардов долларов.
Четверть рынка «умных очков», работающих в технологии дополненной реальности поставляется в логистический сегмент!
Главными кейсами использования технологий распределенных вычислений (или Блокчейн) в логистике являются:
1. Автоматизация складских операций
2. Цифровизация документооборота
3. Отслеживание грузопотоков
4. Автоматизация платежей
5. Авторизация подлинности продуктов
С ростом товарооборота между Китаем и Евросоюзом новые инвестиции и возможности приведут к росту транспортного флота, будут построены новые маршруты и организованы всевозможные сервисы на прилегающих к ним территориях.
Надеемся, что информация в данном прогнозе на 2019-й год была полезна. Желаем вам в новом году высоких доходов, не требующих серьезных вложений и чрезмерных сил! Чтобы работа была в удовольствие!

С уважением,
Команда Click Service Retail
Читать другие статьи блога

Подписаться на новости

Мы обещаем отправлять вам на почту тщательно подобранные материалы и никакого спама!