Повсеместное внедрение электронной коммерции с каждым годом приносит такие доходы, о которых не мечтали даже первопроходцы eCommerce. Но за последние лет десять потребительские требования и ожидания выросли еще больше. Технологические гиганты Amazon, eBay, Alibaba сыграли решающую роль в изменении покупательского поведения как такового, что в конечном итоге определило норму сегодняшнего дня. Чего мы с вами ждем от онлайн-торговли? Правильно: мгновенного удовлетворения нашего же с вами, довольно спонтанного, спроса. Это является одновременно и угрозой и возможностью для нарождающегося нового ландшафта розничной логистики.
Лавинообразный рост числа «подключенных ко всемирной паутине» клиентов, их «мобильные покупки» на равне с такими вещами, как персонализация, маркетинг влияния и социальные сети — всё это меняет мировую отрасль розничной торговли раз и… навсегда.
Использование цифровых технологий для стимулирования розничных продаж не только расширяет спектр услуг и продуктов в так называемой «
омниканальной среде», но и создаёт новые возможности для выхода за пределы целевой аудитории. Согласно исследованию рынка, опубликованному Deloitte, розничная торговля находится на переломном этапе, когда 84% посетителей сообщают об использовании цифровых технологий для совершения покупок до или после поездки в магазин. А 75% потребителей заявили, что их поведение в отношении покупок и лояльность к бренду были под сильным влиянием информации о продукте, найденной в социальных сетях.
Внешняя «простота» онлайн-покупок приводит к вызовам в отношении доступности товара и, как следствие, к тектоническим сдвигам в сфере розничной логистики как таковой. Объем «логистических усилий», который требуется для удовлетворения покупательского спроса, постоянно растет. Тем не менее, эти усилия воздаются высокой прибылью и постоянным притоком новых клиентов. Ферни и Спаркс, авторы книги «Управление логистикой и розничной торговлей», уже давно добавили к традиционным и вполне очевидным компонентам логистики «Склад», «Товарная Номенклатура», «Транспорт» и «Упаковка» еще одну — «
Коммуникации». Именно во множественном числе, потому что, применительно к ритейловой логистике, коммуникации — это сбор данных и использование информации на каждом этапе потребительского пути.
Как можно успешно влиять на потребительское поведение, когда существует столько точек приложения усилий по оптимизации поставок?
Согласно исследованию рынка Salesforce, 56% клиентов активно стремятся покупать у самых инновационных компаний, и 63% ожидают постоянное появление новых продуктов и услуг чаще, чем раньше. Другими словами, клиенты ожидают инноваций.
Готова ли ваша компания оправдывать такие надежды? Попробуем ответить с точки зрения классики и с высоты исследований, столь актуальных в конце календарного года.